Преобладающее число поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) имеют в своей конструкции два важных компонента – первый блок цилиндров (сокращенно БЦ) и второй головка блока цилиндров (сокращенно ГБЦ). Между ними устанавливается прокладка блока цилиндров для обеспечения требуемой степени герметичности. Именно от этого параметра напрямую зависит как работа двигателя, его узлов, в том числе газораспределительного механизма (сокращенно ГРМ), так и работа взаимосвязанных систем, таких как смазки, зажигания (в бензиновых силовых агрегатах), охлаждения, питания, выхлопной и иных (в зависимости от особенностей конструкции, тех же вентиляции картерных газов, регулирования фаз газораспределения и других при наличии).

В ходе эксплуатации по целому ряду причин, связанных с появлением поломок и необходимостью их устранения, возникает потребность проводить текущий, а порой и капитальный ремонт двигателя. Одно и актуальных направлений работ в таком случае – ремонт ГБЦ, подразумевающий широкий спектр операций, включая фрезеровку и шлифовку. Что делать когда возникает надобность в таком виде услуг?

Самостоятельный ремонт маловероятен и невозможен, нужны соответствующим образом оборудованное место, опыт, квалификация, определенные приборы, инструменты. Оттого следует обращаться к специалистам в автосервисы, которые занимаются выполнением работ в таком направлении как капитальный ремонт двигателя в общем, восстановление ГБЦ, компонентов систем с ней взаимосвязанных, в отдельности. Не знаете к кому обратиться по этому поводу в Казани? Воспользуйтесь услугами технического центра «Гвардейский»! Предлагаем комплексное обслуживание и ремонт двигателей, включая ремонт ГБЦ, в том числе такие виды операций как шлифовка привалочной плоскости, замена прокладки головки блока цилиндров и множество прочих в собственном, хорошо оборудованном и укомплектованном квалифицированными, опытными специалистами моторном центре.

Это очень актуальный вид работ, исходя из особенностей конструкции головки блока цилиндров, принципа работы двигателя и систем с ним взаимодействующих. Поговорим о функциональном назначении ГБЦ, актуальности поддержания ее в рабочем состоянии и специфике такой операции как шлифовка привалочной плоскости. То есть рассмотрим все критерии, которые обуславливают потребность в таком виде услуг как шлифовка ГБЦ в моторном центре «Гвардейский».

Головка блока цилиндров и прокладка головки блока цилиндров – краткое описание, особенности конструкции, основные задачи

Начнем с конструкции. ГБЦ устанавливается в верхней части двигателя на блок цилиндров (иногда по бокам), как уже отмечали, между ними размещается прокладка головки блока цилиндров. Традиционная для современных ДВС конструкционная схема, остальные если и встречаются, то крайне редко. Специфика оказываемых нашими мотористами услуг, речь о той же шлифовке и иных, зависит от особенностей головки блока цилиндров того или иного двигателя, по таким параметрам как:

  • количество головок, оно может быть разным, в самом простом варианте при рядной и VR-образной компоновке рядов цилиндров одна, в других схемах по количеству рядов (например, V-образная, U-образная две, W-образная три), а также либо групповая (на группу цилиндров в ряду), либо индивидуальная (на каждый цилиндр);
  • материал изготовления, основных варианта два – чугун или алюминий, гораздо реже комбинированные решения, другие материалы практически не применяются;
  • плоскость размещения (горизонтальная традиционная, вертикальная у оппозитных моторов).

Многое еще зависит от технологии производства ГБЦ (обычно литье, но бывают исключения), а также от особенностей расположения и конструкции узлов и входящих в их состав деталей газораспределительного механизма (ГРМ).

В самом простом варианте, при нижневальной компоновке двигателя в ГБЦ устанавливаются лишь часть элементов клапанной группы ГРМ да системы зажигания (если ДВС бензиновый). Но таких двигателей на современных автомобилях уже на пальцах одной руки. Если компоновка верхневальная, то ГБЦ это основа для размещения почти всех элементов ГРМ, отдельных компонентов таких систем как:

  • смазки, предусмотрены масляные каналы, по которым циркулирует моторное масло;
  • охлаждения, речь о каналах, предназначенных для циркуляции охлаждающей жидкости (антифриза);
  • питания, каналы для подачи топлива;
  • зажигания (для бензиновых моторов порой свечных колодцев, в которые ставятся свечи зажигания).

Головка блока цилиндров – место для установки клапанной крышки, между ними прокладка, зачастую впускного (системы питания) и выпускного (выхлопной системы) коллекторов, разнообразного навесного оборудования. Порой в ГБЦ, особенно характерно для бензиновых моторов, размещается камера сгорания цилиндров (а это уже компонент кривошипно-шатунного механизма (КШМ)) или ее часть. То есть ГБЦ очень важный, скажем так ключевой компонент двигателя, от исправности головки зависит много, если не все.

И пару слов о таком важном компоненте как прокладка головки блока цилиндров. Она повторяет конфигурацию ГБЦ, отличается по форме, размерам и материалу изготовления (металлическая или неметаллическая (безасбестовая или асбестовая). Основные задачи, которые выполняет прокладка ГБЦ, связаны с обеспечением требуемой степени герметичности соединения блока цилиндров и ГБЦ, в частности, герметичности:

  • масляных каналов системы смазки;
  • каналов охлаждения соответствующей системы;
  • камер сгорания мотора.

Это как минимум, в зависимости от конструкционных особенностей мотора, порой на прокладку ГБЦ возлагаются и другие задачи.

Зачем и когда нужна шлифовка ГБЦ?

Потребность в таком виде услуг, оказываемых специалистами нашего моторного центра, как шлифовка ГБЦ обусловлена несколькими основаниями. Первое – поломки, нарушение герметичности соединения ГБЦ и БЦ. Причин несколько, среди них:

  • температурная деформация из-за того что происходит либо перегрев двигателя (случается по своим разным причинам), в итоге прокладка ГБЦ прогорает, нарушается в самой ГБЦ геометрия привалочной плоскости , либо резкое изменение температур (например, при работающем двигателе на ГБЦ попадает вода или резко меняется температура жидкостей, циркулирующих в контурах сопряженных систем);
  • неквалифицированное обслуживание, очень часто разговор об ошибках установки, крепления ГБЦ к БЦ, нарушается порядок установки и момент затяжки болтов, порой сварочные работы по ремонту блока цилиндров проводятся безграмотно, да и еще владелец игнорирует Регламент ТО и не выполняет плановое обслуживание, особенно замену жидкостей, вовремя (по вопросу обслуживания обращайтесь в наш автосервис – поможем);
  • естественный, а порой и ускоренный износ, от этого никуда не деться;
  • особенности эксплуатации (стиль и манера вождения, климатические и дорожные факторы);
  • механическая деформация (появление забоев, царапин, сколов, иных повреждений по разным причинам), из-за чего случается пробой прокладки ГБЦ;
  • конструкционные просчеты при проектировании двигателя или внесение конструкционных изменений в двигатель самим автовладельцем, с изменением заводских рабочих характеристик мотора;
  • использование некачественных деталей;
  • коррозия металла (особенно при использовании некачественных жидкостей или их несвоевременной замене).

Это основные факторы. Именно неисправности, нарушение герметичности соединения ГБЦ и блока цилиндров обуславливают такой вид операций как шлифовка ГБЦ (и ряда других в зависимости от характера повреждений). Если этого не сделать вовремя, то критические повреждения мотора и других систем неизбежны. Происходит это из-за того что антифриз, моторное масло, отработавшие газы могут как смешиваться с собой, так и вырываться наружу из замкнутых контуров и камеры сгорания. Жидкости, попадая в подкапотное пространство, приводят к поломкам компонентов тех систем, которые там расположены, смешиваясь формируют, говоря образно, «коктейль Молотова», убивая свои и взаимодействующие с ними системы. Падают рабочие параметры двигателя, например, снижаются «компрессия» и мощность, растет расход топлива. Это помимо таких критических поломок как масляное голодание и перегрев двигателя. По этой же причине происходят образование прогаров поршней, формирование трещин в камерах сгорания, несоосность подшипников распредвала и прочие неприятности, из-за которых порой востребован капитальный ремонт двигателя, весьма затратный, дорогостоящий.

Оттого так важно своевременно заменять при повреждении прокладку ГБЦ и, если потребуется (определяется путем оценки геометрии привалочной плоскости и наличия на ней следов механических повреждений), выполнять шлифовку ГБЦ.

Второе основание для проведения рассматриваемого вида работ – изменения рабочих характеристик бензинового двигателя (точнее речь о моторах, где камера сгорания находится полностью или частично в ГБЦ, иногда она в поршнях и тогда смысла в таких работах нет), их форсировка путем увеличения степени сжатия в камере сгорания. Этого можно добиться различными способами, один из которых как раз шлифовка привалочной плоскости ГБЦ, среди других замена прокладки ГБЦ на более тонкую и иные, вплоть для расточки цилиндров и замены поршней (если это возможно).

Шлифовка ГБЦ в моторном центре «Гвардейский» – особенности

Выполнять шлифовку привалочной плоскости при ремонте ГБЦ и/или двигателя либо нет? На этот вопрос ответ может дать исключительно диагностика (дефектовка ГБЦ, после ее снятия и очистки). Все зависит от совокупности воздействия различных параметров, среди которых:

  • характер повреждений (не всегда шлифовка может их исправить, порой требуется и полная замена ГБЦ (особенно если на ней обнаружены трещины, которые устранить невозможно), в ряде ситуаций это делать просто не выгодно, исходя из потраченных средств);
  • конструкционные особенности двигателя (речь об особенностях ГБЦ, о которых упоминали ранее);
  • допуски автопроизводителя (можно шлифовать до минимально допустимого значения и не более).

Шлифовка проводится с целью выравнивания геометрии привалочной плоскости ГБЦ (этот параметр определяется в ходе диагностики путем использования линейки и комплекта щупов, специального шаблона или определенного оборудования), исправления дефектов ее поверхности. Помимо этого шлифовка позволяет убрать остатки перегоревшей прокладки ГБЦ, если таковые имеются.

Очень важное замечание. При такой разновидности работ критическое значение имеет сопряжение головки с блоком цилиндров, оно не должно отклоняться от заводских значений. Оттого уделяется внимание не только привалочной плоскости ГБЦ и ее прокладке. Проверяется и оценивается состояние привалочной плоскости блока цилиндров по тем же параметрам и с той же целью. Порой шлифовка ГБЦ, ее привалочной плоскости, выполняется одновременно со шлифовкой блока цилиндров, его привалочной плоскости.

Специфика работ предполагает задействование специальных абразивных материалов, инструмента и оборудования. Особо актуален опыт и квалификация мастеров, их добросовестное отношение к делу. С этим проблем в нашем моторном центре нет. В зависимости от объема, характера повреждений и особенностей самой ГБЦ выбирается технология проведения работ. Она может предполагать ручную шлифовку (используется шлифовальный круг) или задействование шлифовальных (плоскошлифовальных) или фрезерно-шлифовальных станков. В ходе оказаниям услуг нашими мотористами, об этом критерии уже говорили, учитывается максимально допустимая (ремонтная) глубина шлифовки привалочной плоскости, используются специальные метки, наносимые на ГБЦ перед началом работ.

Если этот параметр нарушается – вероятна полная замена ГБЦ. А еще может опуститься распредвал, вследствие чего изменяются фазы газораспределения, может происходить нежелательная детонация. В дизельных двигателях избыточная обработка привалочной плоскости приводит к тому, что клапаны выступают над плоскостью. Это неизбежно становится причиной неисправностей, поломок в цилиндропоршневой группе, а еще в газораспределительном механизме. Существует связь между привалочной плоскостью и другими компонентами ГРМ и КШМ, например, с той же геометрией подшипников распредвалов, иных систем, тех же коллекторов (впускного системы питания и выпускного выхлопной системы).

Желательно еще поменять прокладку головки блока цилиндров (в зависимости от ее состояния). Эта же операция может понадобиться также с учетом того что это необходимо из-за изменения высоты камеры сгорания. Прокладку приходится ставить более толстую или двойную. Другой, более сложный, вариант – вносить изменения в клапанную группу ГРМ и цилиндропоршневую КШМ. Купить эту запчасть предлагаем у нас в автомагазине, качество, совместимость и доступную стоимость гарантируем. И еще важно при обратной установке ГБЦ соблюдать порядок установки болтов и момент их затяжки.

Требуется качественная и доступная по стоимости шлифовка ГБЦ в моторном центре «Гвардейский»? Обращайтесь! Обязательно поможем!


Действующие акции

Подпишитесь на наши рассылки